1. Комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в формате ФГОС НОО
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года № 84-р с сентября 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации проводится система мероприятий внедрения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на решение основных задач реализации содержания предметной области учебного плана (обязательная часть) ФГОС «Основы духовно-нравственной культуры народов России», таких как: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России (п.19.3.Учебный план начального общего образования ФГОС).
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Содержание модулей курса ОРКСЭ носит светский, культурологический характер.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом НОО учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» обеспечивает содержание предметной области БУП «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и изучается в объеме 34 часа (1 ч. в неделю) в 4-ом классе.
Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в содержание образовательного процесса НОО определяется и необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательном плане направлен на расширение знаний учащихся о разных религиях, феномене религии в целом, знакомит с описанием религий на нерелигиозной мировоззренческой основе. Его содержание отражает результаты философско-культурологических, социологических, исторических исследований, описаний религии, религиозных традиций как психологического и социально-исторического феномена. В воспитательном плане данный учебный курс должен способствовать освоению базовых ценностей актуального социума, формированию личностных качеств обучающихся, расширению их культурного кругозора, успешной социализации в современном обществе. Изучение модулей учебного курса оказывает существенное воздействие на становление личности обучающегося, его духовное и нравственное развитие, формирование мировоззренческой и культурной идентичности (религиозного или нерелигиозного типов). В процессе обучения, систематического освоения ребенком определенной суммы знаний формируется отношение учащихся к религиозной культуре в целом и к отдельным религиозным традициям. Поэтому изучение всех таких учебных курсов должно осуществляться на основе принципов добровольности и возможности свободного выбора для семьи несовершеннолетнего учащегося и самого учащегося по достижении им определенного возраста.
2. Основная концептуальная идея курса, ее особенности и соответствие целям и задачам ФГОС НОО
Образование в границах комплексного учебного курса направлено на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)», «нравственность» – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основное содержание всех модулей курса.
Основной принцип, заложенный в содержании курса – общность в многообразии, «многоединство», «поликультурность» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и основывается на ряде факторов:
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
3. Реализация целевых установок учебника - ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
С этой целью каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия – наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается
2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Достигается за счет того, что в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы – российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Содержание всех учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания обучающимся основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм
4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Содержание уроков в каждом из 6 учебников раскрывает определенные ценности, или направляет обучающихся на их дополнительное осмысление.
5. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
В содержании всех учебников особое место занимает тема семьи, старших и младших.
7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.Тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к духовным ценностям - важнейшая задача всех модулей комплексного курса, решаемая по ходу всего учебно-воспитательного процесса.
Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.
Осознание общей цели учебной деятельности, формирование мотивации к изучению избранного модуля в рамках курс «Основы религиозных культур и светской этики» происходит уже на первом уроке «Россия - наша Родина». Здесь обучающиеся получают представление о том, зачем им лично нужен этот учебный предмет. Общая цель учебной деятельности – приобщение к определенной духовной, культурной традиции конкретизируется на каждом уроке посредством формулировки задач урока.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Содержание и методический аппарат каждого учебника дополняет электронное приложение. В нем для каждого урока разработана система, позволяющая учащемуся самостоятельно получать дополнительную информацию, комбинировать ее определенным образом, усваивать ее в игровой форме, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия и уровень усвоения материала.
3. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
В дополнении к поурочным учебным заданиям в конце 4 четверти 4 класса (уроки 16-17) предусмотрены самостоятельные творческие работы учащихся. Особенность их выполнения в том, что поиск новых знаний осуществляется учащимися не только в книгах и Интернете, но, главным образом, посредством актуализации жизненного, нравственного, социального опыта родителей и других значимых взрослых.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Целостное педагогическое пространство учебников складывается из текстов, различных по стилю и языку: научных, художественных, религиозных, исторических и др. Овладения навыками смыслового чтения осуществляется в процессе диалога разных текстов, их смысловой «переклички», перевода одного текста на язык другого.
5. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Все учебники содержат развернутую систему творческих заданий по каждому уроку, а также уроки 16-17 «Творческие работы учащихся». Система вопросов и творческих работ предполагает активный поиск обучающимися новой информации, а также содержательный диалог с родителями и другими взрослыми. Программой комплексного курса предусмотрено проведение презентаций творческих работ учащихся, изучавших определенный модуль, перед своими одноклассниками, изучавшими другие модули, что позволит ознакомить школьников со всеми духовными и культурными традициями.
6. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Решение этих задач обеспечиваются следующими методическими формами и приемами:
Предметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:
Особенности предметного содержания:
1. Соответствие содержания задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Возможности для формирования базовых национальных ценностей.
Содержание учебников организовано таким образом, чтобы обеспечить духовно-нравственное развития обучающихся посредством приобщения их к определенной отечественной традиции. Главной целью образовательного процесса в границах каждого модуля является воспитание личности гражданина России на основе избранной им духовной/культурной традиции. Базовые ценности, лежащие в основе содержания модулей: Россия, патриотизм, нравственность, духовность, традиционная религия.
2. Возможности для формирования УДД.
Обеспечиваются развивающим, творческим характером организации учебного содержания, включение в учебных процесс текстов различных стилей и жанров, единством теории и личного опыта обучающихся и их родителей, других взрослых.
3. Организационно-управленческие вопросы внедрения ОРКСЭ
Один из модулей курса ОРКСЭ изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Основанием для выбора модуля курса ОРКСЭ является предварительное проведение исследования (опроса) мнения родителей обучающихся в данном образовательном учреждении с целью выявления образовательного запроса на учебные модули апробируемого курса.
Уполномоченный орган государственно-общественного управления образовательного учреждения (Управляющий Совет, Совет школы и т.п.) совместно с администрацией образовательного учреждения организует информационное собрание с целью ознакомления родителей с целями, задачами реализации курса ОРКСЭ в учебном процессе. Родители (или законные представители) вместе с детьми самостоятельно после информационных родительских собраний выбирают один из 6 модулей. Решение оформляется в форме письменного заявления. Класс обучающихся по какому-либо модулю комплексного учебного курса формируется при условии: наличия в классе или учебной параллели хотя бы одной группы из не менее 12-14 учащихся, чьи родители выражают желание, чтобы их дети изучали учебный предмет по программе конкретного модуля; наличия кандидатуры учителя с необходимой педагогической квалификацией, прошедшего курсы повышение квалификации и получившего удостоверение о повышении квалификации не менее 72 часов; наличия необходимого учебно-методического обеспечения.
Государственные и муниципальные органы управления образованием в рамках своей компетенции и возможностей организуют и осуществляют работу по обеспечению наличия указанных условий для удовлетворения образовательных потребностей граждан.
Приложение 1
Характеристика учебных модулей
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия - наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия - наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания
морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Приложение 2
Основные особенности курса:
1) Отечество,
2) семья,
3) культурная традиция.
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
Направлен на укрепление сотрудничества государства, школы и семьи.
Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей; (есть сквозные темы, в частности тема «Россия - наша Родина», с изучения данной темы начинаются все 6 модулей).
Курс безоценочный, но зачётный. Каждый обучающийся индивидуально или в группе создаёт проект и его защищает.
Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
Связь курса со школьными науками (предметами):
Приложение 3
Практические советы родителям
Уважаемые родители! Предлагаем Вам советы, как помочь своему ребёнку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребёнка; Вы и есть главный для ребёнка воспитатель.
Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.
Совет 3. Хорошее средство воспитания ребёнка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребёнка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.
Приложение 4
Перечень основных Интернет-ресурсов по вопросам апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ:
Информация о религиозных организациях размещена на следующих Интернет-ресурсах:
Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах: